поверья
Мир полон суеверий – разноликих, древних и современных, невежественных и выдаваемых за научно обоснованные.
Суеверия имеют общие корни с ранними формами религий, которые возникли на заре человеческого существования: это анимизм, тотемизм, магия, фетишизм.
По учению Православной Церкви, вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех.
Но вопреки сему. распространено мнение о судьбе или роке. Эта вера закреплена пословицами: «от своей судьбы никуда не уйдешь», «чему быть, тому не миновать», «на роду написано». Это поверье существует не только в «темном простонародье», но и у людей образованных, от которых приходится иногда слышать: «роковая пуля», «роковой шаг и поступок в жизни». Такое мнение о судьбе, как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, имеет языческий характер и заимствовано у язычников.
Вот некоторые из них.
Вера в черную кошку. Поверье связано с верой первобытного человека в оборотней. «Между ними черная кошка пробежала» т. е. нечистая сила. Ведьмы и черти любят оборачиваться в кошек.
Рассыпать соль – к ссоре. Соль была священной. В восточных странах обычаем было скреплять договоры солью. Заключив договор, вожди враждующих племен или народов брали в рот соль из солонки. Так родилась примета: рассыпать соль – значит повлечь за собой вражду, ссору. Рассыпанная соль означала конец дружбы. У цыган даже есть пословица: «Упала соль вражды».
Человек чихнул, ему желают здоровья. Почему? Наши предки верили, что именно в этот момент в нос человеку проникает злой дух.
Поверье о недоброй встрече со священниками, которые часто ходили в черных одеждах, идет от «черной кошки». Черный цвет издревле – символ зла, коварства, опасной неизвестности. Отсюда и поверья о черной вороне, как о зловещей птице, о людях с черными глазами, которые могут сглазить – принести несчастье человеку.
Разбить зеркало – первобытный человек не мог объяснить изображение свое в спокойной воде, не зная законов отражения света. Он считал, что видит своего двойника, свою душу. Это суеверие перешло на зеркало. Разбить зеркало – убить свою душу, т. е. убить самого себя.
ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
скрытый текст
Если кто-то за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это как поверье глупо, но как правило житейское – хорошо и полезно.
Не класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть.
Кто, не разбирая постов, ест скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку для легкомысленных ребят.
Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают наставление, только подкрепляя его более реальными доводами.
Свистеть в комнатах почитается или грехом, или предзнаменованием; вероятно, потому, что в жилом покое, где есть люди, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет.
Через порог не здороваться – поссоришься либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку.
Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушел, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться.
Не заставляй пришивать пуговицы на себе или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка наших хозяек, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и еще торопит.
Ребенка до шести недель никому не показывать, т. е. не раскрывать и не выносить; ребенка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! И многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребенка должно только на весну, а не когда попало.
Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос.
Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр. хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей веселого расположения.
В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести.
Существуют поверья, основанные на опыте, на замечаниях, которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл.
Если прядь волос остается непричесанной, это означает предстоящую дорогу.
Если в голове или бороде появится первый раз седой волос, то не вырывай его – это твое счастье.
Перчатку потерять – к несчастью. Зеркало разбить – к худу.
Переворачивать буханку «кверху дном» в России считалось большим грехом, т. к. хлеб – это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» – верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность.
С разрезанием хлеба связана следующая примета. Так, если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами утолщениями), жизнь его будет такой же неровной и трудной. И, наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной.
Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.
Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.
Против сердца две иглы накрест спасают от порчи.
Хмель в сапоге спасает от порчи.
Коса в пороге охраняет от злых людей.
Заставляя (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть для тепла, ладан – для святости.
Не плюй направо – там ангел-хранитель, плюй налево – там диавол.
Если найденная булавка лежит к тебе головой – вспомнил приятель; если острием к тебе – замышляет враг.
Булавку на себя концом не подымай.
Одежда наизнанку – либо пьян, либо бит будешь.
Подол загнулся – к корысти.
Обувать прежде правую ногу – зубы будут болеть.
Левый глаз к слезам свербит, правый – на любого глядеть.
Ресница выпадет – к подарку.
Ладонь горит – кого-нибудь бить.
Правая ладонь чешется к прибыли, левая – к убытку.
Сам себя оплюешь – обнова будет.
Шея чешется либо к пирушке, либо к побоям.
Затылок чешется к печали.
Переносье чешется к покойнику, ноздря – к крестинам, сбоку – к вестям, кончик носа – к вину.
Уши свербят – к новорожденному у знакомых людей.
Лоб свербит – челом бить; с правой стороны – мужчине, с левой – женщине.
Правая бровь чешется – к свиданию с другом, левая – с лицемером.
Правая бровь свербит – будут хвалить, левая – бранить.
Щеки чешутся и горят – к слезам.
Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу – к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям.
В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым.
У кого ухо горит, про того говорят: правое – правду, левое – ложь.
Усы чешутся – к свиданию, к целованию, к гостинцам, к лакомству.
Губы зудят – к поцелуям.
Споткнуться – кто-то бранью помянул.
Подошвы чешутся – к дороге.
Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят – к ненастью.
Хлеб или ложка за обедом выпадет из рук – гость спешит.
Поперхнулось за обедом – гость спешит.
Если, выходя из дому, зацепишься – скоро опять там быть.
В чужом доме поперхнешься – через год опять там будешь.
В понедельник чихнешь – подарок на неделе.
Язык прикусить – кто-то бранит.
На закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.
На закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.
В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы.
Руки под голову не клади – память проспишь.
Если на бобовой грядке среди зеленых ростков окажется один белый – в течение года в семье кто-нибудь умрет.
На столе нельзя оставлять пустые бутылки из-под выпитого вина (водки, пива) – иначе стол у хозяев будет пустым (будет мало еды).
Нельзя оставлять в бутылке остатки недопитого вина – это остаются слезы.
Кому достанется последняя капля из бутылки – тот будет богат.
Допивающий остатки вина из чужого бокала будет пьяницей . (Вполне "реалистичное" поверье). С допиванием вина, водки, воды и пр. из чужой посуды связано еще одно поверье, удивительным образом соотносящееся с английским обычаем "поедания грехов" : "Если допиваешь за кем-либо вино, то берешь на душу грехи этого человека".
Христианство вытеснило, как веру, остатки язычества, но они нашли приют в поверьях и суевериях.